Май частенько становится самым сложным, самым долгим и напряженным месяцем для тех, кто причастен к российской игровой индустрии. В конце весны проходит КРИ. И к конференции можно относиться по-разному. Раньше она была шоу, позже стала отличным местом, где можно было послушать тех, кто создает великолепные отечественные игры, сейчас она — руины после кризиса. Но, тем не менее, КРИ значима. И к ней мы еще вернемся, а пока подведем итоги последней недели весны.
Играем сегодня
Конец весны не самый грустный период для игроков. Вышло довольно много проектов, которые приятно попробовать. Зато если посмотреть на то, что должно появиться на прилавках в июне — станет грустно. Практически ни одного громкого проекта. Но очень много неоднозначных среднячков.
Так что запасайтесь впечатлениями, летом нас ждет «оффлайновая» жизнь. И оно даже к лучшему.
25 мая на прилавках Европы, а 28 и в наших магазинах появилась Blur. И поскольку руль уже давно пылится, собирался прикупить себе эту игрушку. Но, увы, начитавшись отзывов и насмотревшись видео — не впечатлился. Во-первых, клавиатуры вполне хватит для управления. Но это не главная беда. Во-вторых, выглядит оно все не очень уж и… отвязно. Гонки, в которых вы можете применять всякие «магические» умения должны быть крайне динамичными, безбашенными. А эти вроде бы не такие.
Но поскольку сам я так и не поиграл, предлагаю посмотреть видео-рецензию западных коллег.
Также недавно вышла уже и реально долгожданная (релиз, если помните, должен был состояться несколько месяцев назад) Alpha Protocol. И тут вновь много неоднозначностей. На metacritic рейтинг игры — 76. Весьма мало. Плюс отзывы игроков не самые радушные. То есть, это уже точно не однозначный хит, который любят все и сразу. Но, правда, пока и не факт, что плохая игра.
Лично я еще сомневаюсь — покупать или же не стоит. Потому вновь даю ссылку на видео-обзор зарубежных коллег. Если кто-то в комментариях напишет о своих впечатлениях, то с удовольствием их прочитаю. Я ведь тоже хочу понять, стоит ли в это играть…
Сейчас хочу сказать про пользовательские карты. Недавно Blizzard разрешила их публикацию. Поэтому главная забава всех моих знакомых в StarCraft 2 — прохождение Tower Defense. Их уже сейчас очень много. И из них где-то десять — весьма хороши. Простой пример. Как-то мы с Ярославом решили сыграть одну партейку 2X2 да начать работать, но что-то решили полюбопытничать и зашли в пользовательскую карту. Через семь часов, в одиннадцать вечера, мы таки закончили.
Есть там уже и своеобразная DotA, и Final Fantasy VII, и Diablo. Да и TD различных полно. Где-то приходится взаимодействовать с товарищами, где-то мешать друг другу.
Так что если у вас есть ключик, но вы поняли, что суровые RTS не для вас — самое время возвращаться. «Казуальная» часть StarCraft 2 не хуже, чем такая же у WarCraft. Всячески рекомендую. И девушкам в том числе.
Новые части старых хитов
Думаю, вы уже заметили, что сейчас мало выходит дорогих, раскрученных игр, которые не имеют после названия циферки. Издатели все чаще дают деньги именно на продолжения. Хорошо это или плохо — разговор отдельный. Но то что такие проекты у всех на слуху — факт. Потому про них сперва и поговорим.
Если помните, чуть больше года назад вышла очередная игрушка по сценарию Тома Клэнси — HAWX. Аркадные полетушки на быстрых самолетиках на фоне красивых пейзажей. Спиномозговой проект и полная противоположность «Илу».
Так вот. Ubisoft анонсировала вторую часть. Издатель говорит, что в новом проекте будут роботы, хорошая графика и много полетов. Короче, тот же HAWX, только с припиской «2». На официальном сайте, кроме как картинок, на которых изображены самолетики, ничего нет. Видео пока еще не снято, PR-тексты не написаны. Но уже понятно, что едва ли мы увидим что-то потрясающее. Выйдет просто неплохая аркадка про пиу-пиу высоко над землей.
Вот здесь можно услышать немного информации по игре… Хотя, буду честен. Тут просто надо смотреть на сиськи. Можно даже звук отключить.
И, как HAWX2, игра не собирается отходить от идей оригинала. Нам снова можно будет кататься, где вздумается, и соревноваться с кем придется. Этакий живой мир, где куча гонщиков. Все это по-прежнему останется аркадой и должно стать красивее да больше.
Однако вряд ли кто-то неистово ждал продолжения Test Drive Unlimited 2 и радостно улыбнулся, когда разработчики объявили дату выходу. Но есть другие гоночки, которые многие из нас сильно любили лет этак семь назад. Потом эта серия пробовала перерождаться, но все как-то не очень удачно. И вот произошел неожиданный, но, пожалуй, приятный анонс — на E3 мы увидим Driver: The Recruit.
Увы, пока вообще ничего неизвестно о проекте. Первые подробности появятся только на E3. Сейчас же говорят только о дате выхода. И она, мол, назначена на 2011 год. Но и это лишь слухи. Так что мы просто подождем. Но уже лично мне немного радостно. Детство, старые заезды. Помню, мы даже умудрялись сравнивать этот проект с GTA…
А еще, если помните, на PlayStation была игра про вторую мировую — Medal of Honor. Там после боя можно было смотреть на свои награды и в том числе вешать себе на шею эту самую медаль за отвагу. Много позже на компьютере появилась Call of Duty — главный конкурент уже тогда легендарной серии. Потом и «Зов долга» модифицировался, получил приписку Modern Warfare, началась конкуренция внутри самой серии…
И последняя игра, которая значится под серией Call of Duty, — это Black Ops. И на прошлой неделе появилось много новой информации. Во-первых, разработчики рассказали, что их проект будет поделен на три части, которые полностью отличаются друг от друга. Кампания, кооператив и мультиплеер. Все как в недавней Modern Warfare 2. Во-вторых, журналист портала
Лично я хохочу над этим материалом. Автор напоминает школьника, который впервые видит более-менее сносную игру. Миллион эпитетов, общий смысл которых: «Аыыыыаааыыы, это так круто, что так круто, что вся жизнь теперь так круто крута, что круче этой крутоты крутости я и не видел больше». Господи, да дайте же ему слюнявчик! Даже приписка в конце есть, что это однозначно лучшая Call of Duty.
Что любопытно, описывая ощущения от вышедших игр, журналисты так обильно слюной не истекают. Но вот дай им попробовать что-то закрытое, что-то «не для всех». Как в башке щелкает, и кто-то идет под откос. Я прям уверен, что Black Ops вполне обыкновенна. А автор — дурак. Агрессивно, нагло, но вот такое впечатление оставил его материал.
Ну и последняя новость в этой главе. Electronic Arts заявила о том, что релиз Need for Speed World состоится 20 июля. Игра будет распространяться отчасти как free2play. Вы бесплатно сможете начать играть и без проблем докачаетесь до десятого уровня. Но если захотите гонять и дальше — то уже придется отдать двадцать долларов.
Напоминаю, что Need for Speed World — это своеобразная MMORPG про гоночки. С весьма неплохой графикой, интересными возможностями прокачки и соревновательным духом. Все, кто когда-то гонял в Most Wanted и не мог остановиться до тех пор, пока родители палкой в постель не загоняли… должен был уже успеть вырасти, чтобы вообще не ложиться спать и ночи напролет устраивать дрифты и всякие прочие контролируемые заносы.
Кстати, уже доступен предзаказ. Если вы купите игру сейчас, то получите возможность начать игру на неделю раньше остальных. Для тех, кто уверен, что Need for Speed World его судьба, — стоит задуматься. Деньги-то небольшие.
Громкие анонсы
Продолжаем говорить о не вышедших проектах, но только теперь под звуки фанфар и льющегося шампанского.
Итак (а ну-ка, барабанную дробь), анонсирована новая часть Total War. Игра идет обратно в Японию. Да, именно этого уже многие годы просят фанаты. Ведь Shogun по популярности еще недавно обходила Rome. Так что все, кто видели зарождение серии, должны быть крайне довольны.
Правда, разработчики не собираются делать ремейк. Они нацелены создать уже немного другую игру и припасли целую телегу изменений. Например, осады теперь будут проходить в несколько заходов. И погода станет влиять на игру более сильно.
Но пока о всех переработках говорить рано. Многое нам расскажут на E3. А что-то даже обязательно покажут. Тем более все ждут графической революции. Со времен Rome: Total War ее так и не произошло. Empire, например, сделала игру просто красивее, но ничего глобального пока еще не произошло.
Другая радость. Fable III появится на PC. Так что если в ваши планы не входит покупка консоли, то стоит приободриться. Тем более что Питер Молиньё пообещал сделать совсем иного плана игру. Причем такого жанра, какого и не было раннее. Это будет смесь стратегии, боевика, ролевой игры и симс-составляющей. Впрочем, все мы хорошо знаем, чего стоят слова этого разработчика. Так что сильно обольщаться не стоит. Но с другой стороны — и полную лажу он не делает. Так что…
Другая новость обрадует тех, кто уже купил консоль, а не откладывает это событие снова и снова. Пока пекашники облизывались на Tekken 6, ребята из Namco Bandai начали делать седьмую часть. И, судя по слухам, продолжение должно немного изменить серию, продвинуть ее вперед. Ибо в третий раз покупать пятую часть никто не станет.
Ну а для любителей другой серии, буквально противоположной, Street Fighter — пока никаких новостей. Недавно вышедшее продолжение Super Street Fighter IV весьма хорошо продалась, получила много высоких оценок, но на PC пока не собирается. Это даже удивительно, но правда...
Индустрия сегодня
Но довольно об играх будущего, давайте посмотрим, что интересного в индустрии сегодня. И начнем с экранизации Mass Effect. Тема уже давно разбирается и обмусоливается, но только недавно стало хоть немного понятно, что можно ждать от этого фильма. Почему? Ибо назвали тех, кто над картиной работает.
Так сценаристом стал Марк Протосевич, который трудился над «Я — легенда». Режиссера пока не назвали, но вот продюсеров — да. Их двое. Первый раньше работал над «Темным рыцарем» (и сейчас еще занимается экранизацией WarCraft) — Томас Тулл. Второй продюссировал «Железного человека», «Людей Икс» и «Невероятного Халка» — Ави Арад. Также продюсеры картины и руководители студии BioWare — Рэй Мюзика и Грег Зещук.
В общем, пока что состав исключительно звездный. Но вот кто будет режиссер и исполнители главных ролей — пока неизвестно. Причем, по заверению киностудии, неизвестно даже им. Ищутся идеальные кандидатуры. А мы просто ждем и надеемся, что фильм получится отличным.
…хотя, как по мне, зачем вообще лично нам фильм? Mass Effect это же практически и есть фильм. Только круче — он интерактивный. Так что обычное кино может и сильно уступать игре…
Ну и продолжая тему Mass Effect, скажем, что разработчики в третьей части не собираются переделывать систему добычи ресурсов. Она, мол, понравилась игрокам и переделывать ее не стоит. Мне, кстати, тоже вполне было по душе сканирование планет. Впрочем, слышны были и негативные отзывы. Но в основном от тех, кто тратил на такую «забаву» часов по пять. А тут уже любая мини-игра засядет в печенках. Не «Зуму» же вводить разработчикам…
Но оставим BioWare с их Mass Effect и перейдем к другим известным игрокам индустрии — к Square Enix. Недавно японцы заявили, что они собираются устроить небольшую революцию, показать что-то выдающееся и вообще отжечь неистово. Кто-то принялся предполагать, что речь о ремейке ранних частей Final Fantasy, другие хорошо помнили, что в Square Enix любят выпускать с большим шумом и очень специфические проекты, типа файтинга на игровые автоматы.
Но никто не догадывался, что японцы решили так помпезно представить браузерную игру. Да, совместно с Yahoo! Square Enix делает обычную free2play браузерку. Было даже сказано, что она изменит японскую историю… Но как?!
Аналитики считают, что с этой игры японцы потихоньку начнут подсаживаться на казуальные развлечения, типа наших «вконтактовских», а Sengoku IXA, собственно, станет чем-то вроде «Веселого фермера». В общем, Square Enix пошла по пути зла.
Ну и напоследок о BioShock. Разработчики успешных игр часто любят выйти к прессе и сказать: «А знаете, наша игра могла быть совсем другой!». Вот господа из 2k Games и Irrational Games заявили, что изначально они делали игру не о подводном городе, а о религиозных культах, находящихся на островах. И что планировалось сделать более сложную ролевую систему и гораздо больше усовершенствований для оружия.
К этому проекту они возвращаться не собираются. Но потрепаться о нем готовы, да.
Бугагашечки
На этой неделе в основном о компьютерных играх писали в контексте вышедшего фильма о Принце персидском. Это главная тема. Ну и там каждый рецензент вторил всем предыдущим и последующим: «Фильм снят по легендарной игре» и дальше тра-ля-ля… Кстати, забавно было увидеть в интернете запись ТВ-программы, где при анонсе фильма показывали кадры из оригинальной игры. То есть из самого первого «Принца».
Смешно же. По этой игре никто не делал фильм. На мысли об экранизации, разумеется, натолкнули последние проекты. Красочные, динамичные. И публика смотрит на эту старую игру, а ей говорят — вот увидел режиссер этот продукт и захотел делать кино. И зритель крутит пальцем у виска.
Еще на этой неделе можно было прочитать материал о создателе «Веселого фермера» и том, что он заработал на этом сто миллионов долларов. И там дан секрет успеха:
«- Мы просто стараемся видеть чуть дальше, чем другие, — говорит Алексей. — Мы видим ситуацию на восемь месяцев вперед, а другие ленятся ее видеть. Мы смотрим не только на Китай — в Азию вообще, в Америку. То, что происходит на «Facebook», через какое-то время произойдет в других местах. Это нормальное течение. Если фермерская тема стала популярна в одном месте, она должна была бы прийти в Россию каким-то образом. Соответственно ее должен был привезти тот, кто больше видит. Таковыми оказались мы.
По сути, мы занимаемся тем, что изучаем, что на каком рынке происходит и когда это произойдет на другом рынке. В 2007 году социальная сеть «Facebook» первая выпустила внутреннее приложение как таковое. Появилось такое явление, как «игры с друзьями». В 2007 году мы поехали в Штаты, окопались там и начали изучать это явление. Нам нужно было понять, как происходят процессы. Ведь если что-то случилось в 2007 году в Америке, через какое-то время это случится в России. Мы оказались тем инструментом, который дал этому реализоваться».
Надо просто лучше смотреть. На запад, на восток. Увидел раньше других, перенял, получил деньги. Тут секрет «профита» прост. В этом уравнении даже ?????? нет.
Кстати, схожим образом поступает и Nival. Концепция «Аллодов» была подсмотрена на востоке. Причем тогда, когда абонентка считалась идеальным вариантом оплаты игры. Сейчас разрабатывается Prime World, и вновь это веяния востока, где MMORPG начали утомлять народ, а сессионные игры получали большую популярность.
Но забавно другое. Вот, процитирую новость полностью:
«В Ульяновской области хотят привить гражданам любовь к классической литературе с помощью компьютерной игры, сообщают "Новые известия". В преддверии 200-летия со дня рождения писателя Ивана Гончарова губернатор Сергей Морозов предложил создать игру по мотивам "Обломова". По его мнению, квест по книге — вполне достойный способ "продвигать творческое наследие Гончарова в молодежной среде".
По мнению доцента Ульяновского госуниверситета, краеведа Сергея Петрова, при создании игр крайне важно избегать примитивизма. "Для этого необходимо привлечь знатоков творчества Гончарова, иначе из Обломова могут сделать шута горохового, — пояснил Сергей Петров. — Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы образ этого литературного героя был опошлен"».
Главное, позвать того, кто разбирается в «Обломове» — надо обязательно. А вот того, кто делает хорошие игры — нам не надо. Поразительно, до чего чиновники порой мыслят странно. Главное — сделать. Но кто будет играть в тухлый квест? Школьники не садятся за абсолютно все игры, что есть на свете. Они выбирают что-то увлекательное.
В общем, пока у нас будет такой подход, то образовательные идеологически верные игры будут только предметом для смеха.
Вот и все на сегодня. Май закончился. Началась у многих сессия. Да и игр действительно хороших в ближайшее время не предвидится. Так что появилось отличное время, чтобы чаще выходить на улицу и отдыхать от абсолютно всего. Счастливого лета и до встречи :)